+7(83362) 4-28-98, 4-10-43
e-mail: avto_slob@mail.ru
Программа переподготовки водителей ТС с категории С на категорию Д
г. СЛОБОДСКОЙ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа переподготовки водителей транспортных средств с категории "С" на категорию «Д» в НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России (в дальнейшем «Программа») разработана в соответствии с требованиями примерной программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на категорию «Д» , утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013г. № 1408.
Содержание «Программы» представлено пояснительной запиской, учебным планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения «Программы», условиями реализации «Программы», системой оценки результатов освоения «Программы», учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию «Программы».
Учебный план содержит перечень учебных предметов специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Специальный цикл включает учебные предметы:
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "D" как объектов управления";
"Основы управления транспортными средствами категории "D";
"Вождение транспортных средств категории "D" (с механической трансмиссией)".
Профессиональный цикл включает учебные предметы:
"Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом".
Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Условия реализации «Программы» содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию «Программы».
«Программа» предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
|
УТВЕРЖДАЮ: Начальник НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России _______________ А.А. Большаков
«______» _______________________ 201____ г. |
II. Учебный план
переподготовки водителей транспортных средств
с категории «С» на категорию «Д»
в НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ
№ п/п |
Учебные предметы |
Количество часов |
||
Всего |
в том числе |
|||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Учебные предметы специального цикла
|
||||
1 |
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "D" как объектов управления. |
45 |
39 |
6 |
2 |
Основы управления транспортными средствами категории "D" |
13 |
9 |
4 |
3 |
Вождение транспортных средств категории "D" (с механической трансмиссией) <1> |
41 |
- |
41 |
|
ВСЕГО: |
99 |
48 |
51
|
Учебные предметы профессионального цикла
|
||||
1 |
Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
15 |
15 |
- |
|
ВСЕГО: |
15 |
15 |
- |
Квалификационный экзамен |
||||
1 |
Квалификационный экзамен |
4 |
2 |
2 |
|
ВСЕГО: |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
118 |
65 |
53 |
Примечание:
<1> Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией
Зам. начальника по УПЧ
НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России Ю.Г. Колеватов
Тематический план учебного предмета
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «Д» как объектов управления"
(для переподготовки водителей ТС
с категории «С» на категорию «Д»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I . Устройство транспортных средств
|
|
|
|
1 |
Общее устройство транспортных средств категории "D" |
2 |
2 |
- |
2 |
Кузов автобуса, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности |
2 |
2 |
- |
3 |
Общее устройство и работа двигателя |
6 |
6 |
|
4 |
Общее устройство трансмиссии |
4 |
4 |
- |
5 |
Назначение и состав ходовой части |
4 |
4 |
- |
6 |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем |
6 |
6 |
- |
7 |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления |
4 |
4 |
- |
8 |
Электронные системы помощи водителю |
2 |
2 |
- |
9 |
Источники и потребители электрической энергии |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого по разделу
|
34 |
34 |
- |
|
II. Техническое обслуживание
|
|
|
|
1 |
Система технического обслуживания |
2 |
2 |
- |
2 |
Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства |
2 |
2 |
- |
3 |
Устранение неисправностей <1> |
6 |
- |
6 |
|
Итого по разделу
|
10 |
4 |
6 |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
45 |
39 |
6 |
<1> Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве. Качество усвоения материала по учебному предмету оценивается преподавателем по итогам промежуточной аттестации.
Рабочая программа по учебному предмету
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «Д» как объектов управления"
(для переподготовки водителей ТС
с категории «С» на категорию «Д»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
|
I. Устройство транспортных средств
|
|
1.1. |
Общее устройство транспортных средств категории "D". Назначение и общее устройство транспортных средств категории "D"; назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем; краткие технические характеристики транспортных средств категории "D"; классификация транспортных средств по типу двигателя, общей компоновке и типу кузова.
|
2 |
1.2. |
Кузов автобуса, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности. Общее устройство кузова; основные типы кузовов; компоненты кузова, шумоизоляция, остекление, люки, противосолнечные козырьки, замки дверей, стеклоподъемники, сцепное устройство; системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров; системы очистки и обогрева стекол; очистители и омыватели фар головного света; системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида; низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя, назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб ; системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления; системы пассивной безопасности; ремни безопасности: назначение, разновидности и принцип работы; подголовники (назначение и основные виды); система подушек безопасности; конструктивные элементы кузова; снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий; защита пешеходов; электронное управление системами пассивной безопасности; неисправности элементов кузова и систем пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
|
2 |
1.3. |
Общее устройство и работа двигателя.
|
|
Занятие 1.3.1. Разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении; двигатели внутреннего сгорания; электродвигатели; комбинированные двигательные установки; назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности кривошипно-шатунного механизма; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности механизма газораспределения; |
2 |
|
Занятие 1.3.2. Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы охлаждения; тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости; виды охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства; ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей; назначение и принцип работы предпускового подогревателя; |
2 |
|
Занятие 1.3.3. Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы смазки двигателя; контроль давления масла; классификация, основные свойства и правила применения моторных масел; ограничения по смешиванию различных типов масел; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе); виды и сорта автомобильного топлива; понятие об октановом и цетановом числе; зимние и летние сорта дизельного топлива; электронная система управления двигателем; неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
|
2 |
|
1.4. |
Общее устройство трансмиссии.
|
|
Занятие 1.4.1. схемы трансмиссии транспортных средств категории "D" с различными приводами; назначение сцепления; общее устройство и принцип работы однодискового сцепления; общее устройство и принцип работы двухдискового сцепления; общее устройство и принцип работы гидравлического и механического приводов сцепления; устройство пневмогидравлического усилителя привода сцепления; основные неисправности сцепления, их признаки и причины; правила эксплуатации сцепления, обеспечивающие его длительную и надежную работу; назначение, общее устройство и принцип работы коробки переключения передач; понятие о передаточном числе и крутящем моменте; схемы управления механическими коробками переключения передач; основные неисправности механической коробки переключения передач, их признаки и причины; |
2 |
|
Занятие 1.4.2. Автоматизированные (роботизированные) коробки переключения передач; гидромеханические и бесступенчатые автоматические коробки переключения передач; признаки неисправностей автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробки переключения передач; особенности эксплуатации автобусов с автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробками передач; назначение и общее устройство раздаточной коробки; назначение, устройство и работа коробки отбора мощности; устройство механизмов включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности; назначение, устройство и работа главной передачи, дифференциала, карданной передачи и приводов управляемых колес; маркировка и правила применения трансмиссионных масел и пластичных смазок.
|
2 |
|
1.5. |
Назначение и состав ходовой части.
|
|
Занятие 1.5.1. Назначение и общее устройство ходовой части транспортного средства; основные элементы рамы; тягово-сцепное устройство; назначение, общее устройство и принцип работы передней и задней подвесок; назначение и работа амортизаторов; неисправности подвесок, влияющие на безопасность движения автобуса;
|
2 |
|
Занятие 1.5.2 Конструкции автомобильных шин, их устройство и маркировка; летние и зимние автомобильные шины; нормы давления воздуха в шинах; система регулирования давления воздуха в шинах; условия эксплуатации, обеспечивающие надежность автомобильных шин; виды и маркировка дисков колес; крепление колес; влияние углов установки колес на безопасность движения автомобиля и интенсивность износа автомобильных шин; неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. |
2 |
|
1.6. |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем.
|
|
Занятие 1.6.1. Рабочая и стояночная тормозные системы, их назначение, общее устройство и принцип работы; назначение и общее устройство запасной тормозной системы; назначение, устройство и работа элементов вспомогательной тормозной системы;
|
2 |
|
Занятие 1.6.2. Общее устройство тормозной системы с пневматическим приводом; работа тормозного крана и тормозных механизмов; контроль давления воздуха в пневматическом приводе; общее устройство тормозной системы с пневмогидравлическим приводом; работа пневмоусилителя и тормозных механизмов; |
2 |
|
Занятие 1.6.3. Тормозные жидкости, их виды, состав и правила применения; ограничения по смешиванию различных типов тормозных жидкостей; неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. |
2 |
|
1.7. |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления.
|
|
Занятие 1.7.1. Назначение систем рулевого управления, их разновидности и принципиальные схемы; требования, предъявляемые к рулевому управлению; общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с гидравлическим усилителем; масло, применяемое в гидравлических усилителях рулевого управления;
|
2 |
|
Занятие 1.7.2. общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с электрическим усилителем; система управления электрическим усилителем руля; устройство, работа и основные неисправности шарниров рулевых тяг; неисправности систем рулевого управления, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. |
2 |
|
1.8. |
Электронные системы помощи водителю. Системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость транспортного средства; система курсовой устойчивости и ее компоненты (антиблокировочная система тормозов (далее - АБС), антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала); дополнительные функции системы курсовой устойчивости; системы - ассистенты водителя (ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, динамический ассистент трогания, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед транспортным средством, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки).
|
2 |
1.9. |
Источники и потребители электрической энергии.
|
|
Занятие 1.9.1. Аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка; правила эксплуатации аккумуляторных батарей; состав электролита и меры безопасности при его приготовлении; назначение, общее устройство и принцип работы генератора; признаки неисправности генератора; назначение, общее устройство и принцип работы стартера; признаки неисправности стартера;
|
2 |
|
Занятие 1.9.2. Назначение системы зажигания; разновидности систем зажигания, их электрические схемы; устройство и принцип работы приборов бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания; электронные системы управления микропроцессорной системой зажигания; общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов; корректор направления света фар; система активного головного света; ассистент дальнего света; неисправности электрооборудования, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. |
2 |
|
|
Итого по разделу |
34 |
|
II. Техническое обслуживание |
|
2.1. |
Система технического обслуживания. Сущность и общая характеристика системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств; виды и периодичность технического обслуживания автобусов и прицепов; организации, осуществляющие техническое обслуживание транспортных средств; назначение и содержание сервисной книжки; контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автобуса и прицепа; технический осмотр транспортных средств, его назначение, периодичность и порядок проведения; организации, осуществляющие технический осмотр транспортных средств; подготовка транспортного средства к техническому осмотру; содержание диагностической карты.
|
2 |
2.2. |
Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства. Меры безопасности при выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию автобуса; противопожарная безопасность на автозаправочных станциях; меры по защите окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства.
|
2 |
2.3. |
Устранение неисправностей. (Практическое занятие на учебном транспортном средстве) Проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя; проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; проверка и доведение до нормы уровня жидкости в бачке стеклоомывателя; проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе сцепления и тормозной системы; проверка состояния аккумуляторной батареи; проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес; проверка герметичности гидравлического тормозного привода визуальным осмотром; проверка герметичности пневматического тормозного привода по манометру; проверка натяжения приводных ремней; снятие и установка щетки стеклоочистителя; снятие и установка колеса; снятие и установка приводного ремня; снятие и установка аккумуляторной батареи; снятие и установка электроламп; снятие и установка плавкого предохранителя.
|
6 |
|
Итого по разделу |
10 |
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
45 |
Тематический план учебного предмета
"Основы управления транспортными средствами
категории «Д» "
(для переподготовки водителей ТС
с категории «С» на категорию «Д»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Приемы управления транспортным средством
|
2 |
2 |
- |
2 |
Управление транспортным средством в штатных ситуациях
|
6 |
4 |
2 |
3 |
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях |
4 |
2 |
2 |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
13 |
9 |
4 |
Рабочая программа по учебному предмету
"Основы управления транспортными средствами
категории «Д» "
(для переподготовки водителей ТС
с категории «С» на категорию «Д»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Приемы управления транспортным средством. Рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида; техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.
|
2 |
2 |
Управление транспортным средством в штатных ситуациях.
|
|
Занятие 2.1. Маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них |
2 |
|
. Занятие 2.2. Управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств; создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза. |
2 |
|
Занятие 2.3.
Решение ситуационных задач по теме «Управление транспортным средством в штатных ситуациях».
|
2 |
|
3 |
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях.
|
|
Занятие 3.1. Понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения, объезд препятствия как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса заднеприводного и полноприводного транспортного средства; действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя по эвакуации пассажиров при возгорании и падении транспортного средства в воду. |
2 |
|
|
Занятие 3.2.
Решение ситуационных задач по теме «Управление транспортным средством в нештатных ситуациях».
|
2 |
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
13 |
Тематический план учебного предмета
"Вождение транспортных средств категории «Д» "
(для транспортных средств с механической трансмиссией)
(для переподготовки водителей ТС
с категории «С» на категорию «Д»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I. Первоначальное обучение вождению
|
|
|
|
1.1. |
Посадка, действия органами управления <1> |
1 |
- |
1 |
1.2. |
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя |
1 |
- |
1 |
1.3. |
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения |
2 |
- |
2 |
1.4. |
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода |
2 |
- |
2 |
1.5. |
Движение задним ходом |
2 |
- |
2 |
1.6. |
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование |
5 |
- |
5 |
1.7. |
Движение с прицепом <2> |
3 |
- |
3 |
|
Зачёт |
0,5 |
- |
0,5 |
|
Итого по разделу
|
16,5 |
- |
16,5 |
|
II. Обучение вождению в условиях дорожного движения
|
|
|
|
2.1. |
Вождение по учебным маршрутам <3>
|
24 |
- |
24 |
|
Зачёт |
0,5 |
- |
0,5 |
|
Итого по разделу |
24,5
|
- |
24,5
|
|
Итого
|
41 |
- |
41 |
<1> Обучение проводится на учебном транспортном средстве и (или) тренажере.
<2> Обучение проводится по желанию обучающегося. Часы могут распределяться на изучение других тем по разделу. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
<3> Для обучения вождению в условиях дорожного движения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, утверждаются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.
Рабочая программа по учебному предмету
"Вождение транспортных средств категории «Д» "
(для переподготовки водителей ТС
с категории «С» на категорию «Д»)
Тематический план учебного предмета
"Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом "
(для переподготовки водителей ТС
с категории «С» на категорию «Д»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок |
2 |
2 |
- |
2 |
Пассажирские автотранспортные организации, их структура и задачи |
1 |
1 |
- |
3 |
Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта |
1 |
1 |
- |
4 |
Диспетчерское руководство работой автобусов на линии |
2 |
2 |
- |
5 |
Работа автобусов на различных видах маршрутов |
4 |
4 |
- |
6 |
Тарифы и билетная система на пассажирском автотранспорте |
2 |
2 |
- |
7 |
Особенности работы маршрутных такси и ведомственных автобусов |
1 |
1 |
- |
8 |
Страхование на пассажирском транспорте |
1 |
1 |
- |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
15 |
15 |
- |
Рабочая программа по учебному предмету
"Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом "
(для переподготовки водителей ТС
с категории «С» на категорию «Д»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок. Общие положения о перевозке; договор перевозки пассажира; договор фрахтования; прямое смешанное сообщение; ответственность за нарушение обязательств по перевозке; ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира; государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; виды перевозок пассажиров и багажа; путевые листы; виды регулярных перевозок пассажиров и багажа; заключение договора перевозки пассажира; перевозки детей, следующих вместе с пассажиром; перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа; заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу; определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу; отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора; перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу; порядок предъявления претензий к перевозчикам, фрахтовщикам; цели и задачи обеспечения транспортной безопасности; принципы обеспечения транспортной безопасности; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности; федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности; права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности; основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств; классификация транспортных средств по категориям; особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
|
2 |
2 |
Пассажирские автотранспортные организации, их структура и задачи. Структура и задачи пассажирских автотранспортных организаций; виды автобусных перевозок (городские, пригородные, междугородные, международные); общая схема управления перевозками пассажиров автобусами; структура пассажирских перевозок; задачи водителя автобуса, его роль в обеспечении безопасности пассажиров.
|
1 |
3 |
Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта. Количественные показатели (объем перевозок, пассажирооборот, машино-часы работы); качественные показатели: коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию; мероприятия по увеличению выпуска автобусов на линию; продолжительность нахождения подвижного состава на линии; скорость движения; техническая скорость; эксплуатационная скорость; скорость сообщения; мероприятия по повышению скорости сообщения, среднее расстояние поездки пассажиров; коэффициент использования пробега; мероприятия по повышению коэффициента использования пробега; коэффициент использования вместимости; среднесуточный пробег; общий пробег; производительность работы пассажирского автотранспорта.
|
1 |
4 |
Диспетчерское руководство работой автобусов на линии:. Диспетчерская система руководства пассажирскими автомобильными перевозками; централизованная диспетчерская служба (ЦДС); организация выпуска подвижного состава на линию и выполнение графика движения; порядок переключения автобусов на другие маршруты; средства диспетчерской связи с водителями автобусов, работающими на линии; порядок оказания технической помощи автобусам на линии; порядок приема подвижного состава на линии; порядок сдачи и оформления путевых листов при возвращении автобусов с линии по окончании смены; контроль за своевременным возвратом автобусов в парк; контрольно-ревизорская служба на пассажирском автотранспорте и ее задачи; контроль автобусов на линии; регулярность движения и ее значение; оборудование для контроля за регулярностью движения; организация контроля регулярности движения автобусов на городских маршрутах; автовокзалы и автостанции; основные формы первичного учета работы автобусов; путевой (маршрутный) лист автобуса; порядок выдачи и заполнения путевых (маршрутных) листов; билетно-учетный лист, лист регулярности движения; правила их заполнения на линии.
|
2 |
5 |
Работа автобусов на различных видах маршрутов.
|
|
Занятие 5.1. Классификация автобусных маршрутов; остановочные пункты, их обустройство; понятия о паспорте маршрута; понятие о нормировании скоростей движения автобусов; требования к дорогам, на которых организуется движение пассажирского маршрутного автотранспорта; обследование маршрутов и выявление опасных участков; схема опасных участков; формы организации труда автобусных бригад; расписание движения автобусов на линии; маршрутное, станционное, контрольное расписания движения подвижного состава; интервалы движения; коэффициент сменности, рейс, оборотный рейс; работа автобусов в часы "пик"; значение введения укороченных, экспрессных и полуэкспрессных рейсов; остановки по требованию;
|
2 |
|
Занятие 5.2.
Организация работы автобусов без кондуктора; виды и характеристика специальных перевозок пассажиров автобусами (перевозки рабочих на работу и с работы, выделение автобусов по разовым заказам, перевозки детей, туристическо-экскурсионные перевозки); пути повышения эффективности использования автобусов; нормы загрузки автобусов; опасность работы автобуса с перегрузкой; нормы расхода топлива и смазочных материалов для автобусов; мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов и опыт передовых водителей автобусов; порядок учета и выдачи талонов на топливо и смазочные материалы; заправка автобуса топливом, меры предосторожности.
|
2 |
|
6 |
Тарифы и билетная система на пассажирском автотранспорте. Тарифы на проезд в автобусах; применение тарифов на перевозку пассажиров и багажа в автобусах, а также за пользование автобусами по отдельным заказам; виды билетов, применяемых для оплаты пассажирами проезда в автобусах городских, пригородных и междугородных сообщений; льготы на проезд в автобусах.
|
2 |
7 |
Особенности работы маршрутных такси и ведомственных автобусов. Организация перевозок пассажиров маршрутными такси; организация таксомоторных перевозок пассажиров; организация перевозок пассажиров ведомственными автобусами; координация работы ведомственного и пассажирского автотранспорта общего пользования.
|
1 |
8 |
Страхование на пассажирском транспорте:. Нормативные акты, регламентирующие страхование на пассажирском автотранспорте; страхование на городских, пригородных, междугородних и экскурсионных перевозках; особенности страхования международных перевозок.
|
1 |
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
15 |
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения «Программы» обучающиеся должны знать:
Ø Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
Ø правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
Ø основы безопасного управления транспортными средствами;
Ø цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";
Ø особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
Ø способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
Ø порядок вызова аварийных и спасательных служб;
Ø основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
Ø основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
Ø проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
Ø правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
Ø современные рекомендации по оказанию первой помощи;
Ø методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
Ø состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.
В результате освоения «Программы» обучающиеся должны уметь:
Ø безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;
Ø соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);
Ø управлять своим эмоциональным состоянием;
Ø конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
Ø выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
Ø устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
Ø обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку либо прием, размещение и перевозку грузов;
Ø выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
Ø информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
Ø использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
Ø прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
Ø своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
Ø выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
Ø совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.
VI. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»
Организационно-педагогические условия реализации «Программы» должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Наполняемость учебной группы не превышает 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению составляет 1 астрономический час (60 минут).
Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:
;
где П - число необходимых помещений;
Ргр - расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;
n - общее число групп;
0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);
Фпом - фонд времени использования помещения в часах.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств проводится на закрытых площадках или автодромах.
К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утверждаемых Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России.
На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) имеет при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Транспортное средство, используемое для обучения вождению, соответствует установленным требованиям.
Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, удовлетворяют квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
Информационно-методические условия реализации «Программы» включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
Материально-технические условия реализации «Программы».
Учебные транспортные средства категории "D" представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке, и прицепами, разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке.
Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:
;
где Nтс - количество автотранспортных средств;
T - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
K - количество обучающихся в год;
t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;
24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;
12 - количество рабочих месяцев в году;
1 - количество резервных учебных транспортных средств.
Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно оборудовано в соответствии с установленными требованиями.
Перечень учебного оборудования
<1> В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.
<2> Необходимость применения АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
<3> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.
<4> Учебно-наглядное пособие допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.
Участки закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных программой, имеют ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром имеют установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) имеет продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств составляет не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях составляет не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных программой, обеспечивает водоотвод с их поверхности. Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады)) составляет не более 100%.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома составляет не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней составляет не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не превышает 150.
На автодроме оборудован перекресток (регулируемый и нерегулируемый), пешеходный переход, установлены дорожные знаки.
Автодром, кроме того, оборудован средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров.
Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
VII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ «ПРОГРАММЫ»
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «D» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «D»;
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом».
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории «D» на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории «D» в условиях дорожного движения.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России на бумажных и (или) электронных носителях.
VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические материалы представлены:
примерной программой переподготовки водителей транспортных средств с категории "C" на категорию "D", утвержденной в установленном порядке;
программой переподготовки водителей транспортных средств с категории "C" на категорию "D", согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России;
методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России;
материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России.