+7(83362) 4-28-98, 4-10-43
e-mail: avto_slob@mail.ru
Программа подготовки водителей ТС категории СЕ
Общероссийская общественно-государственная организация
«Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»
Рассмотрено на заседании педагогического совета
№ ___________
от ____________________________ |
|
УТВЕРЖДАЮ: Начальник НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России
_______________ А.А. Большаков
«_____» ______________ 201___ г. |
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «СЕ»
В НОУ ДПО СЛОБОДСКАЯ АВТОШКОЛА ДОСААФ РОССИИ
СОГЛАСОВАНО:
______________________________________________
|
|
г. СЛОБОДСКОЙ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "CE" в НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России (далее – «Программа») разработана в соответствии с требованиями примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «СЕ», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013г. № 1408.
Содержание «Программы» представлено пояснительной запиской, учебным планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения «Программы», условиями реализации «Программы», системой оценки результатов освоения «Программы», учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию «Программы».
Рабочий учебный план содержит перечень учебных предметов специального цикла с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Специальный цикл включает учебные предметы:
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "CE" как объектов управления";
"Основы управления транспортными средствами категории "CE";
"Вождение транспортных средств категории "CE" (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией)".
Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Условия реализации «Программы» содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования.
Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию «Программы».
«Программа» предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
|
УТВЕРЖДАЮ: Начальник НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России _______________ А.А. Большаков
«______» _______________________ 201____ г. |
II. Учебный план
профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "СЕ"
в НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ
№ п/п |
Учебные предметы |
Количество часов |
||
Всего |
в том числе |
|||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Учебные предметы специального цикла |
||||
1 |
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «СЕ» как объектов управления |
7 |
4 |
3 |
2 |
Основы управления транспортными средствами категории «СЕ» |
7 |
4 |
3 |
3 |
Вождение транспортных средств категории «СЕ» (с механической трансмиссией) <1> |
25 |
- |
25 |
|
ВСЕГО: |
39 |
8 |
31 |
Квалификационный экзамен |
||||
|
Квалификационный экзамен |
4 |
2 |
2 |
|
ВСЕГО: |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
43 |
10 |
33 |
Примечание:
<1> Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией
Зам. начальника по УПЧ
НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России Ю.Г. Колеватов
Тематический план учебного предмета
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «СЕ» как объектов управления"
(для подготовки водителей ТС категории «СЕ»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I . Устройство транспортных средств
|
|
|
|
1 |
Общее устройство прицепов, тягово-сцепных и опорно-сцепных устройств |
2 |
2 |
- |
|
Итого по разделу
|
2 |
2 |
- |
|
II. Техническое обслуживание
|
|
|
|
1 |
Техническое обслуживание прицепов, тягово-сцепных и опорно-сцепных устройств |
1 |
1 |
- |
2 |
Подготовка автопоезда к движению <1> |
3 |
- |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
Итого по разделу
|
4 |
1 |
3 |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
7 |
4 |
3 |
<1> Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве.
Качество усвоения материала по учебному предмету оценивается преподавателем по итогам промежуточной аттестации.
Рабочая программа по предмету
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «СЕ» как объектов управления"
(для подготовки водителей ТС категории «СЕ»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
|
I. Устройство транспортных средств
|
|
1.1 |
Общее устройство прицепов, тягово-сцепных и опорно-сцепных устройств. Классификация прицепов; краткие технические характеристики прицепов категории О3, общее устройство прицепа, виды подвесок, применяемых на прицепах, назначение и устройство рабочей тормозной системы прицепа, электрооборудование прицепа, назначение и устройство узла сцепки, способы фиксации страховочных тросов (цепей), неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация прицепа.
|
2 |
|
Итого по разделу |
2 |
|
II. Техническое обслуживание
|
|
2.1. |
Техническое обслуживание прицепов, тягово-сцепных и опорно-сцепных устройств. виды и периодичность технического обслуживания прицепов, контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание прицепов, подготовка прицепа к техническому осмотру.
|
1 |
2.2. |
Подготовка автопоезда к движению (Практическое занятие) Проверка наличия смазки в механизме узла сцепки, проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес, проверка надежности соединения страховочных тросов (цепей), проверка работы внешних световых приборов прицепа.
|
3 |
|
|
|
|
Итого по разделу |
4 |
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
7 |
Тематический план учебного предмета
"Основы управления транспортными средствами
категории «СЕ» "
(для подготовки водителей ТС категории «СЕ»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях |
3 |
2 |
1 |
2 |
Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях |
3 |
1 |
2 |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
7 |
4 |
3 |
Рабочая программа по предмету
"Основы управления транспортными средствами
категории «СЕ» "
(для подготовки водителей ТС категории «СЕ»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях.
|
|
Занятие 1.1. Причины возникновения поперечных колебаний прицепа во время автопоезда; управление автопоездом при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; управление автопоездом при обгоне, опережении и встречном разъезде; маневрирование автопоезда в ограниченном пространстве; управление автопоездом при движении задним ходом; предотвращение "складывания" автопоезда при движении задним ходом; обеспечение безопасности при движении автопоезда задним ходом; особенности управления автопоезда в горной местности, на крутых подъемах и спусках; особенности управления автопоездом при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); перевозка грузов в прицепах различного назначения; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления автопоездом в зависимости от характеристик перевозимого груза; особенности управления автоцистерной. |
2 |
|
Занятие 1.2. Решение ситуационных задач по теме «Особенности управления автопоездом в штатных ситуациях».
|
1 |
|
2 |
Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях
|
|
Занятие 2.1. Причины ухудшения курсовой устойчивости и "складывания" автопоезда при торможении; причины возникновения заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача по предотвращению и прекращению заноса и сноса прицепа; действия водителя с учетом типа привода тягача при превышении безопасной скорости на входе автопоезда в поворот |
1 |
|
Занятие 2.2. Решение ситуационных задач по теме «Особенности управления автопоездом в нештатных ситуациях».
|
2 |
|
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
7 |
Тематический план учебного предмета
"Вождение транспортных средств категории «СЕ» "
(для подготовки водителей ТС категории «СЕ»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I. Первоначальное обучение вождению
|
|
|
|
1.1. |
Приемы управления транспортным автопоездом |
5 |
- |
5 |
1.2. |
Управление автопоездом в ограниченных проездах |
7 |
- |
7 |
|
Зачёт |
0,5 |
- |
0,5 |
|
Итого по разделу
|
12,5 |
- |
12,5 |
|
II. Обучение вождению в условиях дорожного движения
|
|
|
|
2.1. |
Вождение по учебным маршрутам <1>
|
12 |
- |
12 |
|
Зачёт |
0,5 |
- |
0,5 |
|
Итого по разделу |
12,5
|
- |
12,5
|
|
Итого
|
25 |
- |
25 |
<1> Для выполнения задания учебной организацией разрабатываются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.
Рабочая программа по предмету
"Вождение транспортных средств категории «СЕ» "
(для подготовки водителей ТС категории «СЕ»)
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»
4.1 Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Наполняемость учебной группы не превышает 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению составляет 1 астрономический час (60 минут).
Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:
;
где П - число необходимых помещений;
- расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;
n - общее число групп;
0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);
- фонд времени использования помещения в часах.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств проводится на закрытой площадке или автодроме.
К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утвержденных Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России.
На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) имеет при себе документ на право обучения вождению транспортного средства категории «СЕ», а также удостоверение на право управления транспортным средством категории «СЕ».
Транспортное средство, используемое для обучения вождению, соответствует установленным требованиям.
4.2 Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, удовлетворяют квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
4.3 Информационно-методические условия реализации «Программы» включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
Материально-технические условия реализации «Программы».
4.4 Учебные транспортные средства категории «CЕ» представлены механическими транспортными средствами и прицепами соответствующими данной категории, зарегистрированными в установленном порядке.
Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:
;
где - количество автотранспортных средств;
T - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
К - количество обучающихся в год;
t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;
24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;
12 - количество рабочих месяцев в году;
1 - количество резервных учебных транспортных средств.
Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» .
Перечень учебного оборудования
--------------------------------
<1> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.
<2> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.
Участки закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных программой, имеют ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром имеют установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) имеет продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств составляет не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях составляет не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных программой, обеспечивает водоотвод с их поверхности. Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады)) составляет не более 100%.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома составляет не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней составляет не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не превышает 150.
На автодроме оборудован перекресток (регулируемый и нерегулируемый), пешеходный переход, установлены дорожные знаки.
Автодром, кроме того, оборудован средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров.
Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
V. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена допускаются представители работодателей, их объединений.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "CE" как объектов управления";
"Основы управления транспортными средствами категории "CE".
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории "CE" на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории "CE" в условиях дорожного движения.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя .
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России на бумажных и (или) электронных носителях.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические материалы представлены:
примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "CE", утвержденной в установленном порядке;
программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "CE", согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России;
методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России;
материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России;