+7(83362) 4-28-98, 4-10-43
e-mail: avto_slob@mail.ru
Программа профподготовки водителей ТС категории В
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» в НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России (в дальнейшем «Программа») разработана в соответствии с требованиями Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В». Содержание «Программы» представлено пояснительной запиской, Учебным планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения «Программы», условиями реализации «Программы», системой оценки результатов освоения «Программы», учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию «Программы».
Учебный план содержит перечень учебных предметов базового и специального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Базовый цикл включает учебные предметы:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Психофизиологические основы деятельности водителя»;
«Основы управления транспортными средствами»;
«Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».
Специальный цикл включает учебные предметы:
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как
объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «В»;
«Вождение транспортных средств категории «В» (с механической трансмиссией/с
автоматической трансмиссией)».
Профессиональный цикл включает учебные предметы:
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося).
Условия реализации «Программы» содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.
«Программа» предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
|
УТВЕРЖДАЮ: Начальник НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России _______________ А.А. Большаков
«______» _______________________ 201____ г. |
II. Учебный план
профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В"
в НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ
№ п/п |
Учебные предметы |
Количество часов |
||
Всего |
в том числе |
|||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Учебные предметы базового цикла |
||||
1 |
Основы законодательства в сфере дорожного движения |
43 |
31 |
12 |
2 |
Психофизиологические основы деятельности водителя |
13 |
9 |
4 |
3 |
Основы управления транспортными средствами |
15 |
13 |
2 |
4 |
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии |
17 |
9 |
8 |
|
ВСЕГО: |
88 |
62 |
26 |
Учебные предметы специального цикла |
||||
1 |
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления |
21 |
19 |
2 |
2 |
Основы управления транспортными средствами категории «В» |
13 |
9 |
4 |
3 |
Вождение транспортных средств категории «В» (с механической трансмиссией) <1> |
57 |
- |
57 |
|
ВСЕГО: |
91 |
28 |
63 |
Учебные предметы профессионального цикла |
||||
1 |
Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом |
9 |
9 |
- |
2 |
Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
7 |
7 |
- |
|
ВСЕГО: |
16 |
16 |
|
Квалификационный экзамен |
||||
1 |
Квалификационный экзамен |
4 |
2 |
2 |
|
ВСЕГО: |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
199 |
108 |
91 |
Примечание:
<1> Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией
Зам. начальника по УПЧ
НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России Ю.Г. Колеватов
Тематический план учебного предмета
"Основы законодательства в сфере дорожного движения"
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I. Законодательство в сфере дорожного движения |
|
|
|
1 |
Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы
|
1 |
1 |
- |
2 |
Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения
|
3 |
3 |
- |
|
Итого по разделу
|
4 |
4 |
- |
|
II. Правила дорожного движения
|
|
|
|
1 |
Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения
|
2 |
2 |
- |
2 |
Обязанности участников дорожного движения
|
2 |
2 |
- |
3 |
Дорожные знаки
|
5 |
5 |
- |
4 |
Дорожная разметка
|
1 |
1 |
- |
5 |
Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части
|
6 |
4 |
2 |
6 |
Остановка и стоянка транспортных средств
|
4 |
2 |
2 |
7 |
Регулирование дорожного движения
|
2 |
2 |
- |
8 |
Проезд перекрестков
|
6 |
2 |
4 |
9 |
Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов
|
6 |
2 |
4 |
10 |
Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов
|
2 |
2 |
- |
11 |
Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов
|
1 |
1 |
- |
12 |
Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств |
1 |
1 |
- |
|
Итого по разделу |
38 |
26 |
12 |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
43 |
31 |
12 |
Рабочая программа по предмету
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
|
I. Законодательство в сфере дорожного движения |
|
1.1 |
Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. |
1 |
1.2 |
Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения.
|
|
Занятие 1.2.1. Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; Понятие преступления и виды преступлений; понятие и цели наказания, виды наказаний; экологические преступления; ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; |
1 |
|
Занятие 1.2.2. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Административное правонарушение и административная ответственность; административное наказание; назначение административного наказания; административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения против порядка управления; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; размеры штрафов за административные правонарушения; |
1 |
|
Занятие 1.2.3. Гражданское законодательство Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; объекты гражданских прав; право собственности и другие вещные права; аренда транспортных средств; страхование; оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции; обязательства вследствие причинения вреда; возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность при отсутствии вины причинителя вреда; общие положения; условия и порядок осуществления обязательного страхования; компенсационные выплаты. |
1 |
|
|
II. Правила дорожного движения.
|
|
2.1. |
Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения. Значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения; структура Правил дорожного движения; дорожное движение; дорога и ее элементы; пешеходные переходы, их виды и обозначения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки; прилегающие территории: порядок въезда, выезда и движения по прилегающим к дороге территориям; порядок движения в жилых зонах; автомагистрали, порядок движения различных видов транспортных средств по автомагистралям; запрещения, вводимые на автомагистралях; перекрестки, виды перекрестков в зависимости от способа организации движения; определение приоритета в движении; железнодорожные переезды и их разновидности; участники дорожного движения; лица, наделенные полномочиями по регулированию дорожного движения; виды транспортных средств; организованная транспортная колонна; ограниченная видимость, участки дорог с ограниченной видимостью; опасность для движения; дорожно-транспортное происшествие; перестроение, опережение, обгон, остановка и стоянка транспортных средств; темное время суток, недостаточная видимость; меры безопасности, предпринимаемые водителями транспортных средств, при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости; населенный пункт: обозначение населенных пунктов с помощью дорожных знаков; различия в порядке движения по населенным пунктам в зависимости от их обозначения. |
2
|
2.2. |
Обязанности участников дорожного движения. Общие обязанности водителей; документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции; обязанности водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства; порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; порядок предоставления транспортных средств должностным лицам; обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию; запретительные требования, предъявляемые к водителям; права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств; обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.
|
2 |
2.3. |
Дорожные знаки.
|
|
Занятие 2.3.1. Дорожные знаки. Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков;
|
1 |
|
Занятие 2.3.2. Предупреждающие знаки и знаки приоритета
Назначение предупреждающих знаков. Порядок установки предупреждающих знаков различной конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком;
Назначение знаков приоритета. Название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета;
|
1 |
|
Занятие 2.3.3. Запрещающие знаки. Назначение запрещающих знаков. название, значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков;
|
1 |
|
Занятие 2.3.4. Предписывающие знаки. Название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний;
|
1 |
|
Занятие 2.3.5. Информационные знаки. Назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса; назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований знаков дополнительной информации.
|
1 |
|
2.4. |
Дорожная разметка и ее характеристики. Значение разметки в общей системе организации дорожного движения, классификация разметки; назначение и виды горизонтальной разметки; постоянная и временная разметка; цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в соответствии с ее требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения вертикальной разметки.
|
1 |
2.5 |
Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части.
|
|
Занятие 2.5.1. Предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями; движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа; движение по дорогам с полосой разгона и торможения; средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части; порядок движения тихоходных транспортных средств; движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам;
|
2 |
|
Занятие 2.5.2. Выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения; допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд; действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещен; опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия; встречный разъезд на узких участках дорог; встречный разъезд на подъемах и спусках; приоритет маршрутных транспортных средств; пересечение трамвайных путей вне перекрестка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси; правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки; учебная езда; требования к обучающему, обучаемому и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места, где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части. |
2 |
|
Занятие 2.5.3. Решение ситуационных задач по Теме 2.5. «Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части».
|
2 |
|
2.6. |
Остановка и стоянка транспортных средств.
Занятие 2.6.1. Порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку; длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места, где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства; ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки. |
2 |
Занятие 2.6.2. Решение ситуационных задач по Теме 2.6 . «Остановка и стоянка транспортных средств».
|
2 |
|
2.7. |
Регулирование дорожного движения. Средства регулирования дорожного движения; значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды; значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
|
2 |
2.8. |
Проезд перекрестков.
Занятие 2.8.1. Общие правила проезда перекрестков; преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые перекрестки; правила проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрестку, регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрестки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрестков.
|
2 |
Занятие 2.8.2. Решение ситуационных задач по Теме 2.8. «Проезд перекрестков».
|
4 |
|
2.9. |
Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. Занятие 2.9.1. Правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов; правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому транспортному средству; правила проезда железнодорожных переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд; запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги; ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
|
2 |
Занятие 2.9.2. Решение ситуационных задач по Теме 2.9 . «Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов».
|
4 |
|
2.10. |
Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов. Правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения; действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей; использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения.
|
2 |
2.11. |
Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки; перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах; случаи, когда буксировка запрещена; требование к перевозке людей в грузовом автомобиле; обязанности водителя перед началом движения; дополнительные требования при перевозке детей; случаи, когда запрещается перевозка людей; правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве; перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства; обозначение перевозимого груза; случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция). |
1 |
2.12. |
Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств. Общие требования; порядок прохождения технического осмотра; неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств; требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; опознавательные знаки транспортных средств.
|
1 |
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
43 |
Тематический план учебного предмета
"Психофизиологические основы деятельности водителя"
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки |
2 |
2 |
-
|
2 |
Этические основы деятельности водителя |
2 |
2 |
-
|
3 |
Основы эффективного общения |
2 |
2 |
-
|
4 |
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов |
2 |
2 |
-
|
5 |
Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) |
4 |
- |
4
|
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого |
13 |
9 |
4
|
Рабочая программа по предмету
"Психофизиологические основы деятельности водителя"
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Познавательные функции, Системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.
|
2 |
2 |
Этические основы деятельности водителя. Цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.
|
2 |
3 |
Основы эффективного общения. Понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.
|
2 |
4 |
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов. Эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.
|
2 |
5 |
Психологический практикум. «Саморегуляция и профилактика конфликтов». Приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта.
|
4 |
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
13 |
Тематический план учебного предмета
"Основы управления транспортными средствами"
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Дорожное движение |
2 |
2 |
-
|
2 |
Профессиональная надежность водителя |
2 |
2 |
-
|
3 |
Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления |
2 |
2 |
-
|
4 |
Дорожные условия и безопасность движения |
4 |
2 |
2
|
5 |
Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством |
2 |
2 |
-
|
6 |
Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения |
2 |
2 |
-
|
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого |
15 |
13 |
2
|
Рабочая программа по предмету
"Основы управления транспортными средствами"
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Дорожное движение. Дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели качества функционирования системы ВАД; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель-автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях и при участии в дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности дороги; причины возникновения заторов.
|
2 |
2 |
Профессиональная надежность водителя. Понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями; сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.
|
2 |
3 |
Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления. Силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию; деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода; гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства; устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства; влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.
|
2 |
4 |
Дорожные условия и безопасность движения. Занятие 4.1. Динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке.
|
2 |
Занятие 4.2 Решение ситуационных задач по теме «Дорожные условия и безопасность движения». . |
2 |
|
5 |
Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством. Влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.
|
2 |
6 |
Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения. Безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.
|
2 |
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
15 |
Тематический план учебного предмета
"Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии"
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи
|
2 |
2 |
- |
2 |
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения
|
4 |
2 |
2 |
3 |
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах
|
4 |
2 |
2 |
4 |
Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии
|
6 |
2 |
4 |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
17 |
9 |
8 |
Рабочая программа по предмету
"Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии"
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Понятие о видах ДТП, структуре и особенностях дорожно-транспортного травматизма; организация и виды помощи пострадавшим в ДТП; нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи; особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно; понятие "первая помощь"; перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; перечень мероприятий по ее оказанию; основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека; современные наборы средств и устройств для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам); основные компоненты, их назначение; общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших; основные факторы, угрожающие жизни и здоровью при оказании первой помощи, пути их устранения; извлечение и перемещение пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии. |
2 |
2
|
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. Занятие 2.1. Основные признаки жизни у пострадавшего; причины нарушения дыхания и кровообращения при дорожно-транспортном происшествии; способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; особенности сердечно-легочной реанимации (СЛР) у пострадавших в дорожно-транспортном происшествии; современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР); техника проведения искусственного дыхания и закрытого массажа сердца; ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий; прекращение СЛР; мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР; особенности СЛР у детей; порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания; особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребенку. |
2 |
Занятие 2.2. Практическое занятие по теме «Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения». по оценка обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; отработка навыков определения сознания у пострадавшего; отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей; оценка признаков жизни у пострадавшего; отработка приемов искусственного дыхания "рот ко рту", "рот к носу", с применением устройств для искусственного дыхания; отработка приемов закрытого массажа сердца; выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации; отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение; отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего; экстренное извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места, отработка основных приемов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания); оказание первой помощи без извлечения пострадавшего; отработка приема снятия мотоциклетного (велосипедного) шлема и других защитных приспособлений с пострадавшего. |
2 |
|
3
|
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах. Занятие 3.1. Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; наиболее часто встречающиеся повреждения при дорожно-транспортном происшествии; особенности состояний пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, признаки кровотечения; понятия "кровотечение", "острая кровопотеря"; признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного); способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; оказание первой помощи при носовом кровотечении; понятие о травматическом шоке; причины и признаки, особенности травматического шока у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока; цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего; основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи; травмы головы; оказание первой помощи; особенности ранений волосистой части головы; особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа; травмы шеи, оказание первой помощи; остановка наружного кровотечения при травмах шеи; фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); травмы груди, оказание первой помощи; основные проявления травмы груди; особенности наложения повязок при травме груди; наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки; особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом; травмы живота и таза, основные проявления; оказание первой помощи; закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения; оказание первой помощи; особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране; травмы конечностей, оказание первой помощи; понятие "иммобилизация"; способы иммобилизации при травме конечностей; травмы позвоночника, оказание первой помощи. |
2 |
Занятие 3.2. Практическое занятие по теме «Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах». Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии с травматическими повреждениями; проведение подробного осмотра пострадавшего; остановка наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня); максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки; наложение повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей; отработка приемов первой помощи при переломах; иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий); отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника. |
2 |
|
4
|
Оказание первой помощи при прочих состояниях, Занятие 4.1. Транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии: цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела; оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери; приемы переноски пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи; приемы переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника; способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания; влияние экстремальной ситуации на психоэмоциональное состояние пострадавшего и участника оказания первой помощи; простые приемы психологической поддержки; принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; виды ожогов при дорожно-транспортном происшествии, их признаки; понятие о поверхностных и глубоких ожогах; ожог верхних дыхательных путей, основные проявления; оказание первой помощи; перегревание, факторы, способствующие его развитию; основные проявления, оказание первой помощи; холодовая травма, ее виды; основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи; отравления при дорожно-транспортном происшествии; пути попадания ядов в организм; признаки острого отравления; оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу. |
2 |
Занятие 4.2. Практическое занятие по теме «Оказание первой помощи при прочих состояниях» Наложение повязок при ожогах различных областей тела; применение местного охлаждения; наложение термоизолирующей повязки при отморожениях; придание оптимального положения тела пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии при: отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере; отработка приемов переноски пострадавших; решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии с различными повреждениями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков жизни и с другими состояниями, требующими оказания первой помощи). |
4 |
|
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
17 |
Тематический план учебного предмета
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления"
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I . Устройство транспортных средств
|
|
|
|
1 |
Общее устройство транспортных средств категории "B"
|
1 |
1 |
- |
2 |
Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности
|
1 |
1 |
- |
3 |
Общее устройство и работа двигателя
|
2 |
2 |
- |
4 |
Общее устройство трансмиссии
|
2 |
2 |
- |
5 |
Назначение и состав ходовой части
|
2 |
2 |
- |
6 |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем
|
2 |
2 |
- |
7 |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления
|
2 |
2 |
- |
8 |
Электронные системы помощи водителю
|
2 |
2 |
- |
9 |
Источники и потребители электрической энергии
|
1 |
1 |
- |
10 |
Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств
|
1 |
1 |
- |
|
Итого по разделу
|
16 |
16 |
- |
|
II. Техническое обслуживание
|
|
|
|
1 |
Система технического обслуживания
|
1 |
1 |
- |
2 |
Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства
|
1 |
1 |
- |
3 |
Устранение неисправностей <1>
|
2 |
- |
2 |
|
Итого по разделу
|
4 |
2 |
2 |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
21 |
19 |
2 |
<1> Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве.
Рабочая программа по учебному предмету
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления"
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
Тематический план учебного предмета
"Основы управления транспортными средствами
категории «В» "
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Приемы управления транспортным средством
|
2 |
2 |
- |
2 |
Управление транспортным средством в штатных ситуациях
|
6 |
4 |
2 |
3 |
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях |
4 |
2 |
2 |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
13 |
9 |
4 |
Рабочая программа по учебному предмету
"Основы управления транспортными средствами
категории «В» "
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Приемы управления транспортным средством. Рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида; техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.
|
2 |
2 |
Управление транспортным средством в штатных ситуациях. Занятие 2.1. Маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них;
|
2 |
.Занятие 2.2.
Управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств; перевозка пассажиров в легковых и грузовых автомобилях; создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста; ограничения по перевозке детей в различных транспортных средствах; приспособления для перевозки животных, перевозка грузов в легковых и грузовых автомобилях; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза. |
2 |
|
Занятие 2.3.
Решение ситуационных задач по теме «Управление транспортным средством в штатных ситуациях».
|
2 |
|
3 |
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях.
Занятие 3.1.
Понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения, объезд препятствия как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса переднеприводного, заднеприводного и полноприводного транспортного средства; действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. |
2 |
Занятие 3.2.
Решение ситуационных задач по теме «Управление транспортным средством в нештатных ситуациях».
|
2 |
|
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
13 |
Тематический план учебного предмета
"Вождение транспортных средств категории «В» "
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I. Первоначальное обучение вождению
|
|
|
|
1.1. |
Посадка, действия органами управления <1>
|
2 |
- |
2 |
1.2. |
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя
|
2 |
- |
2 |
1.3. |
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения
|
4 |
- |
4 |
1.4. |
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода
|
2 |
- |
2 |
1.5. |
Движение задним ходом
|
1 |
- |
1 |
1.6. |
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование
|
7 |
- |
7 |
1.7. |
Движение с прицепом <2>
|
6 |
- |
6 |
|
Зачёт |
0,5 |
|
0,5 |
|
Итого по разделу
|
24,5 |
- |
24,5 |
|
II. Обучение вождению в условиях дорожного движения
|
|
|
|
2.1. |
Вождение по учебным маршрутам <3>
|
32 |
- |
32 |
|
Зачёт |
0,5 |
- |
0,5 |
|
Итого по разделу |
32,5
|
- |
32,5
|
|
Итого
|
57 |
- |
57 |
<1> Обучение проводится на учебном транспортном средстве и (или) тренажере.
<2> Обучение проводится по желанию обучающегося. Часы могут распределяться на изучение других тем по разделу. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
<3> Для обучения вождению в условиях дорожного движения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, утверждаются маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.
Рабочая программа по учебному предмету
"Вождение транспортных средств категории «В» "
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
Тематический план учебного предмета
"Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом "
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом
|
2 |
2 |
- |
2 |
Основные показатели работы грузовых автомобилей
|
1 |
1 |
- |
3 |
Организация грузовых перевозок
|
3 |
3 |
- |
4 |
Диспетчерское руководство работой подвижного состава
|
2 |
2 |
- |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
9 |
9 |
- |
Рабочая программа по учебному предмету
"Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом "
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом. Заключение договора перевозки грузов; предоставление транспортных средств, контейнеров для перевозки грузов; прием груза для перевозки; погрузка грузов в транспортные средства и выгрузка грузов из них; сроки доставки груза; выдача груза; хранение груза в терминале перевозчика; очистка транспортных средств, контейнеров; заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза; особенности перевозки отдельных видов грузов; порядок составления актов и оформления претензий; предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств; формы и порядок заполнения транспортной накладной и заказа-наряда на предоставление транспортного средства.
|
2 |
2 |
Основные показатели работы грузовых автомобилей. Технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей; повышение грузоподъемности подвижного состава; зависимость производительности труда водителя от грузоподъемности подвижного состава; экономическая эффективность автомобильных перевозок.
|
1 |
3 |
Организация грузовых перевозок.
Занятие 3.1. Централизованные перевозки грузов, эффективность централизованных перевозок; организация перевозок различных видов грузов; принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов;
|
1 |
Занятие 3.2. специализированный подвижной состав; перевозка строительных грузов; способы использования грузовых автомобилей; перевозка грузов по рациональным маршрутам; маятниковый и кольцевой маршруты; челночные перевозки; перевозка грузов по часам графика; сквозное движение, система тяговых плеч; перевозка грузов в контейнерах и пакетами; пути снижения себестоимости автомобильных перевозок; междугородные перевозки.
|
2 |
|
4 |
Диспетчерское руководство работой подвижного состава. Диспетчерская система руководства перевозками; порядок и способы взаимодействия с диспетчерской службой автотранспортной организации, в том числе посредством спутниковых систем мониторинга транспортных средств, включая систему ГЛОНАСС; централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства; контроль за работой подвижного состава на линии; диспетчерское руководство работой грузового автомобиля на линии; формы и технические средства контроля и диспетчерской связи с водителями, работающими на линии, и клиентурой; оформление и сдача путевых листов и товарно-транспортных документов при возвращении с линии; обработка путевых листов; оперативный учет работы водителей; порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии; нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей; мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов, опыт передовых водителей.
|
2 |
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
9 |
Тематический план учебного предмета
"Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом "
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Все-го |
в том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом
|
2 |
2 |
- |
2 |
Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта
|
1 |
1 |
- |
3 |
Диспетчерское руководство работой такси на линии
|
1 |
1 |
- |
4 |
Работа такси на линии
|
2 |
2 |
- |
|
Зачёт |
1 |
1 |
- |
|
Итого
|
7 |
7 |
- |
Рабочая программа по учебному предмету
"Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом "
(для подготовки водителей ТС категории «В»)
№ темы |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; виды перевозок пассажиров и багажа; заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу; определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу; перевозки детей, следующих вместе с пассажиром; перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу; отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора; порядок предъявления претензий к перевозчикам, фрахтовщикам; договор перевозки пассажира; договор фрахтования; ответственность за нарушение обязательств по перевозке; ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира; перевозка пассажиров и багажа легковым такси; прием и оформление заказа; порядок определения маршрута перевозки; порядок перевозки пассажиров легковыми такси; порядок перевозки багажа легковыми такси; плата за пользование легковым такси; документы, подтверждающие оплату пользования легковым такси; предметы, запрещенные к перевозке в легковых такси; оборудование легковых такси, порядок размещения информации.
|
2 |
2 |
Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта: количественные показатели (объем перевозок, пассажирооборот, машино-часы работы). Качественные показатели (коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию); мероприятия по увеличению выпуска подвижного состава на линию; продолжительность нахождения подвижного состава на линии; скорость движения; техническая скорость; эксплуатационная скорость; скорость сообщения; мероприятия по повышению скорости сообщения, среднее расстояние поездки пассажиров; коэффициент использования пробега; мероприятия по повышению коэффициента использования пробега; среднесуточный пробег; общий пробег; производительность работы пассажирского автотранспорта. |
1 |
3 |
Диспетчерское руководство работой такси на линии. Диспетчерская система руководства пассажирскими автомобильными перевозками; порядок и способы взаимодействия с диспетчерской службой автотранспортной организации, в том числе посредством спутниковых систем мониторинга транспортных средств, включая систему ГЛОНАСС; централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства; средства диспетчерской связи с водителями такси, работающими на линии; организация выпуска подвижного состава на линию; порядок приема подвижного состава на линии; порядок оказания технической помощи на линии; контроль за своевременным возвратом автомобилей в таксопарк. |
1 |
4 |
Работа такси на линии. Организация таксомоторных перевозок пассажиров; пути повышения эффективности использования подвижного состава; работа такси в часы "пик"; особенности перевозки пассажиров с детьми и лиц с ограниченными возможностями здоровья; назначение, основные типы и порядок использования таксометров; основные формы первичного учета работы автомобиля; путевой (маршрутный) лист; порядок выдачи и заполнения путевых листов; оформление и сдача путевых листов при возвращении с линии; обработка путевых листов; порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии; нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей, используемых в качестве легкового такси; мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов, опыт передовых водителей. |
2 |
|
Зачёт |
1 |
|
ИТОГО |
7 |
VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
Ø Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
Ø правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
Ø основы безопасного управления транспортными средствами;
Ø цели и задачи управления системами «водитель - автомобиль – дорога» и «водитель – автомобиль»;
Ø особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
Ø способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
Ø порядок вызова аварийных и спасательных служб;
Ø основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
Ø основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
Ø проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
Ø правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
Ø современные рекомендации по оказанию первой помощи;
Ø методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
Ø состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.
В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:
Ø безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;
Ø соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);
Ø управлять своим эмоциональным состоянием;
Ø конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
Ø выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
Ø устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
Ø обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
Ø выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
Ø информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
Ø использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
Ø прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
Ø своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
Ø выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
Ø совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).
VII. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия реализации «Программы» обеспечивают реализацию «Программы» в полном объеме, соответствуют качеству подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствуют применяемым формам, средствам, методам обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Наполняемость учебной группы не более 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению составляет 1 астрономический час (60 минут).
Расчетная формула для определения общего числа учебных кабинетов для теоретического обучения:
;
где П - число необходимых помещений;
- расчетное учебное время полного курса теоретического обучения на одну группу, в часах;
n - общее число групп;
0,75 - постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета принимается равной 75%);
- фонд времени использования помещения в часах.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств проводится на закрытых площадках или автодромах.
К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
Обучение практическому вождению в условиях дорожного движения проводится на учебных маршрутах, утвержденных Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России.
На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) имеет при себе документ на право обучения вождению транспортного средства категории «В», а также удостоверение на право управления транспортным средством категории «В».
Транспортное средство, используемое для обучения вождению, соответствует требуемым материально-техническим условиям.
Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, удовлетворяют квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
Информационно-методические условия реализации «Программы» включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
Материально-технические условия реализации «Программы».
Тренажеры, используемые в учебном процессе, обеспечивают: первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.
Учебные транспортные средства категории «B» представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами, разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке.
Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:
;
где Nтс - количество автотранспортных средств;
Т - количество часов вождения в соответствии с учебным планом;
К - количество обучающихся в год;
t - время работы одного учебного транспортного средства равно: 7,2 часа - один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа - два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;
24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц;
12 - количество рабочих месяцев в году;
1 - количество резервных учебных транспортных средств.
Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с установленными требованиями.
Перечень учебного оборудования
<1> В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.
<2> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.
<3> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.
Перечень материалов по предмету
«Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии»
Наименование учебных материалов |
Единица измерения |
Количество |
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации |
комплект |
1 |
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации |
комплект |
1 |
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей |
комплект |
1 |
Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные "дыхательные пути", пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких) |
комплект |
20 |
Мотоциклетный шлем |
штук |
1 |
Аптечка первой помощи (автомобильная) |
комплект |
8 |
Табельные средства для оказания первой помощи. Устройства для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной остановки кровотечения - жгуты. Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины). Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь) |
комплект |
1 |
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства |
комплект |
1 |
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для водителей |
комплект |
18 |
Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
комплект |
1 |
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме |
комплект |
1 |
Компьютер с соответствующим программным обеспечением |
комплект |
1 |
Мультимедийный проектор |
комплект |
1 |
Экран (электронная доска) |
комплект |
1 |
--------------------------------
<1> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде печатных изданий, плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов.
Участки закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных «Программой», имеют ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром имеют установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) имеет продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах установленных требований, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств составляют не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях соответствуют установленным требованиям.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Рабочей программой, обеспечивает водоотвод с их поверхности.
Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады)) соответствует установленным требованиям.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома соответствует установленным требованиям.
Оборудование автодрома соответствует установленным требованиям.
Условия реализации «Программы» составляют требования к учебно-материальной базе.
Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования размещается на официальном сайте НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
ViiI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ «ПРОГРАММЫ»
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения оговорены в Приказе Начальника НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России. Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена допускаются представители работодателей.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «B»;
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории «B» на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории «B» в условиях дорожного движения.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России на бумажных и (или) электронных носителях.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ «ПРОГРАММЫ»
Учебно-методические материалы представлены:
примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «B», утвержденной в установленном порядке;
программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «B», согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России;
методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России;
материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными Начальником НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России.